Тройной отчет:Приморье


Александр Губин привёз из Приморья призовой кадр, который взял золото в чёрно-белой категории «Золотого Дельфина» -и специально для «Предельной Глубины» запоздало отчитывается о той поездке.

Японское море —это богатый, насыщенный подводный мир. И мы, конечно, видели не только осьминогов, но и другую фауну: это губастые и пучеглазые рыбы-собаки, это рыбы со странным названием «волосатая рогатка», это гигантские гребешки и мидии, это гребневики и медузы, креветки и крабы, это обаятельные нерпы. А также великолепные подводные ландшафты, пещера, затонувшие корабли — и многое, многое другое. Но главное — осьминоги.
Проводник в царство осьминогов — мэтр подводного плавания, инструктор, биолог, подводный фотограф, капитан Валерий Борисович Даркин. Его дайв-иентр стоит на живописном берегу в глубине бухты Витязь. Достопримечательности дома Даркиных — отдельная песня. Коротко: вид с балкона — мечта Айвазовского, питание— мечта гурмана, помешанного на морепродуктах, организация погружений — мечта ленивого дайвера, а злая собака по кличке Бим — мечта сборной по футболу.

И вот уже двухсотсильный мотор уносит нас на встречу с осьминогами. Короткий брифинг, надеваем снарягу и валимся за борт на мелководную часть каменной гряды, плавно уходящей от островов Таранцева в глубину моря — там под скальными развалами мы попадаем в настоящее осьминожье царство.

Надеялись поиграть с осьминогами в научно-познавательную осьминого-дайверскую игру — перетягивание каната, но поначалу они дружить с нами не захотели. И даже мантия гребешка, на которую обычно осьминоги реагируют, как кот на валерьянку, не вызвала у них интереса. Попытки заканчивались тем, что моллюск-интеллектуал, немного помусолив в присосках предлагаемое угощение, отказывался от дальнейшего сотрудничества и забивался в дальний. А наиболее крупный из осьминогов вообще демонстративно -плюнул в нас угощением... То ли коллеги с предыдущего заезда перекормили, то ли луна не втой фазе... Понять, какие тараканы пробежали в голове, из которой растут ноги — может только точно такая же голова. Ничего интересного не снял, а большую часть приготовленной приманки сожрали вездесущие окуни.

Погружения были раз от разу интересней, и почти на каждом мы встречали осьминогов. Временами их желание пообщаться с дайверами было даже навязчивым. В этот день первый дайв был под Гамовскую стенку. Группа спустилась к её основанию. Осмотревшись, поплыли вдоль границы песка и скальника в направлении бухты, по дороге заглядывая под камни и в расщелины. Потом мы немного уменьшили глубину и попали на гигантскую колонию метридиумов. Дымчатым ковром они накрыли тяжёлые валуны, придавая им причудливый вид, и от этого подводный ландшафт стал мягким и плюшевым. Только приготовился смять всю эту красоту, как моё внимание привлёк Сергей Соколов, который со своим бадди Юлей плыл за мной следом. По жестам понял, что он увидел нечто интересное, и последовал за ним.

Мы сделали несколько гребков ластами и наткнулись на крупного осьминога, сидевшего с важным и надутым видом на каменной стенке. В это время опытный Сергей сразу понял, что я буду фотографировать, и не дожидаясь моих знаков, переместился за животное, оказавшись лицом напротив объектива, а моллюск оказался между нами.

Я сделал первый кадр, но в следующее мгновенье осьминог выбросил вперед шупалыды. сначала обхватил ими левую руку Сергея, а потом перетащил на неё свое красное тело и стал быстро развивать инициативу, забираясь всё выше по руке. Еще через мгновенье передо мной нарисоваласо странная картина — ни дать, ни взять капитан Дэйви Джонс из - Пиратов карибского моря, только в ластах. А трёхпалая неопреновая перчатка Сергея в сумерках была очень похожа на омаровую клешню Дэйви.

Я успел сделать ешё несколько кадров, снова посмотрел на прибор — ах время, время, как быстро ты летишь, пронеслось у меня в голове. Да. 30 метров — слишком для таких приключений в рекреационном режиме. Сергей уже перепробовал все мирные способы освобождения от восьмируких захватов. Я поспешил на выручку. Очень мешал фотоаппарат, но нам удалось освободиться.

После погружения Сергей поведал, что, оказывается, это осьминог его нашел, а точнее — поймал. Сергей проплывал мимо вертикальной скалы, как вдруг почувствовал, что кто-то потянул его за ногу. Он почему-то подумал, что это шутит наш дайвмастер Андриан Кочкин, но когда оглянулся — увидел, что несколько щупалец сидящего на стенке осьминога крепко держат его за ласту. Он легко освободился и поплыл за мной, а дальше вы всё знаете...

Попросили Валерия Борисовича снова привезти нас на Гамовскую стенку. Не теряли надежды повстречать там вновь «голову Дейви Джонса» — и, представляете, встретили! На том же месте, на той же глубине. За время нашего отсутствия он не изменил своим манерам. Я приблизил к нему фотобокс — и тут же был наказан: частью своих щупалец он прилепился к моему широкоугольному порту, а другими он легко отломал видеосвет и стал размахивать фонарем, рискуя разбить его или порт. Друзья были рядом: вернули, хоть и не без труда, фонарь.

Мы не первый раз приезжали на Витязь, но такое поведение нашего любимца наблюдали впервые! Хочется выразить слова признательности семье и персоналу дома Даркиных, инструкторам Алексею и Евгению. Жму руку командиру лунохода Сергею Коржуку за помощь в ремонте бокса. Жму лапу Биму, научившему меня играть в футбол.

Александр Губин.